Трудности с буквами

О значении правильного понимания статистических методов В.М. Зациорский [7] писал еще в 1989 г., отмечая их некорректное использование при обработке результатов исследования и примитивное понимание экспериментальных методов в виде только классического однофакторного эксперимента (тогда как в ведущих зарубежных университетах давно применяют многофакторные эксперименты с последующим дисперсионным анализом) и методов множественных сравнений. Однако, к великому сожалению, авторы научных публикаций представляют результаты исследований по своему усмотрению, используя различные обозначения статистических показателей. Средние арифметические обозначают M и x, стандартные отклонения s или S в двух значениях - положительном и отрицательном (±s, ±S), указывают ошибки средних ±m или ±σ. Не всегда указывают объем выборочной совокупности (n). Такое разнообразие представлений результатов исследования затрудняет их понимание и сравнение с другими данными, выполненными по аналогичной проблеме.

Причина такого разнообразия - различные рекомендации по статистическим методам, изложенные в учебных пособиях. Возникает вопрос: что считать правильным и как следует представлять материалы исследований в таблицах с использованием статистических показателей?

Читать дальше >>>


_______________
© 6 сигма - статистический анализ экспериментальных данных
__________________________________________________________________